К основному контенту

Избранные

О блоге и о плетёном.

        Доброго времени суток всем заглянувшим! Меня зовут Алёна и я обожаю плетёные вещи и ещё больше я люблю их создавать. Уже более пяти лет я увлекаюсь плетением из бумажной лозы. Всё началось со случайного просмотра какого-то мастер-класса и первой плетёной шкатулки, а остановиться я не могу по сей день. Изначально я просто хотела сделать несколько коробов для хранения своих вещей, но всё переросло в увлечение самых невероятных масштабов. Теперь я плету практически в каждый момент свободного времени и почти каждый день. Я создала несколько сотен разных плетёных изделий и сейчас занимаюсь как продажей готовых, так и изготовлением на заказ.       Но плетение это одно, а ведение блога — совсем другое. Признаюсь, у меня было много сомнений и я то собиралась начать писать, то наоборот отказывалась от этой идеи. И это длилось довольно долго. Я то хотела создать этот ресурс, то сомневалась в его нужности. Мои метания из одной стороны в другую продолжались бы и сейчас, если бы не слу

Как, чем и зачем красить бумажные трубочки

Я уже писала о том, как выбрать бумагу, как крутить трубочки и какими они должны быть. Следующим этапом всегда идёт окрашивание трубочек. В совсем старых мастер классах встречается и окрашивание после плетения, но его я даже не буду рассматривать. Потому что во-первых, это ограничивает возможности использования цвета, ведь можно окрасить только одним цветом, ну или максимум сделать простой градиент, во-вторых, краска по готовому изделию наглухо забивает всю плетёную текстуру, а это никому не нужно. Поэтому отвечая на вопрос: “что лучше красить готовое изделие или красить трубочки?”, я однозначно отвечу, что нужно красить трубочки.
Возвращаясь к названию статьи: как, чем и зачем красить трубочки? Для начала разберёмся с вопросом зачем это нужно делать.



Кроме очевидной цели — получить цветные трубочки окрашивание имеет и ещё некоторые функции. И самая основная — это склеить скрутку, поэтому состав для окрашивания должен быть достаточно густым и не содержать одни только пигменты для окрашивания. Следующая “функция” окрашивания — это сделать трубочки гибкими и пластичными, чтобы в плетение они укладывались без заломов. И, пожалуй последняя функция, та, о которой обычно мало упоминают: защитная функция, к защитной я отношу все асептические добавки и противогрибковые присадки.Обычно, когда говорят об окраске, то мастера просто дают рецепты как красят сами и на этом всё. В итоге многие знают что нужно добавлять, но совершенно не имеют представлений зачем. Вот именно этому “зачем” я хочу посвятить статью. Я рассмотрю все, либо почти все компоненты и материалы, которые добавляют в составы для окрашивания трубочек. Как и всегда исходить буду из своего опыта и собственных соображений и знаний.

Итак, начнём с простого. С основы. Основой абсолютного большинства рецептов является вода именно поэтому все остальные ингредиенты таких составов обязаны быть на водной основе. Если добавлять воду в алкидные, спиртовые, масляные материалы, то ничего не смешается и такой состав пойдёт на выброс. Вода нужна и как разбавитель, если её в состав не добавлять, то он будет слишком густым, в итоге такие трубочки будут трескаться.

Вода не единственная жидкость, на которой заводят раствор для окраски трубочек. Можно использовать грунтовку. Тут всё достаточно просто: нужна акриловая грунтовка глубокого проникновения на водной основе. Я добавляю грунтовку в каждый раствор для окрашивания. Зачем? Ну во-первых, грунтовка делает трубочки однородными, склеивая между собой витки бумаги; во-вторых, трубочки получаются чуть более пластичные, чем просто на воде; и в-третьих, та самая защитная функция. Трубочки обработанные грунтовкой не так подвержены плесени и лучше переносят неоднократные намокание/просушку. Если вы плетёте из газет, журналов, из старой бумаги, или из бумаги, которая неправильно хранилась или не известно как вообще хранилась, то обработка грунтовкой становится обязательной.

Сразу после грунтовки можно упомянуть такого зверя как пропитка. В плетёном сообществе есть аналог священному Граалю — это пропитка от Düfa, и не абы какая, а строго немецкого производства. Полезная вещь эта Дюфа? Безусловно. Лучше немецкого производства, чем российского? Да, тут, как и обычно, импортозамещение не работает. Обязательная ли эта вещь для окрашивания? На мой взгляд — нет. Дюфу можно менять на другие марки, сами пропитки можно заменять грунтовками, в отношении окрашивания трубочек, это вещь взаимозаменяемая. Разница в основном в концентрации. Кроме того, нужно учитывать, что в пропитках гораздо хуже растворяется некоторые пигменты. Это не означает, что Дюфу использовать не надо или она плохой ингредиент. Я лишь хочу донести, что можно и без неё, что возможно вам не особенно придутся по душе её свойства, и это нормально.



Теперь перейдём к более густым ингредиентам. Самое простое — это лак. Самый обыкновенный, тот же, что и для финиша. Важно, чтобы он был акриловый на водной основе. Обычно в этот момент начинаются комментарии, что «раз акриловый, значит на водной основе». Нет. Ну то есть обычно это именно так, но не обязательно. Например, может быть акриловый полиуретановый, а это уже другой коленкор. Так что не забываем про водную основу, когда берём новый лак. Что ещё важно? Ну это должен быть бесцветный лак, конечно можно использовать и тонировочный лак, но это менее универсальный способ, да и результат менее контролируемый. Я за то, чтобы пигменты и лак шли раздельно, как мухи с котлетами. Следующий важный момент, на котором обязательно надо остановиться: лак НЕ должен быть стирол-акриловым. Для начала потому что он менее стойкий и так хорошо, как его нестиролсодержащий собрат, не склеит, да ещё и в пищевых целях таки плетёнки потом использовать нельзя. Всё-таки эта статья обучающая и основная цель - ответить на вопрос “зачем?”, а значит нужно остановиться на этом самом зачем. Лак нужен в составе во-первых, для того чтобы трубочки не красили руки при плетении. Сейчас это просто как день, но я такой плетущий динозавр, что прекрасно помню, что раньше мы плели трубочками окрашенными вода + колер, мыли руки, плакали, плели, мыли руки и плакали. Потом боги послали нам Ричарда и его коктейль и лак вошёл в состав для окрашивания и остался там. Нельзя сказать, что теперь плетельщики руки не моют, но, по крайней мере, не тысячу раз за корзину. Во-вторых, для склейки скруток и витков бумаги, если витки не склеить, то трубочка в плетении может “лохматиться” и распадаться на витки, а при срезании будет раскручиваться, а это никому не нужно. Лак делает и первое, и второе, и третье, а третье — это эластичность, при достаточном количестве лака трубочки восхитительно укладываются в плетение. Так что лак для покраски вещь универсальная.


Идём на утяжеление и следующий компонент — эмаль. Когда душа требует пастели и нежнятины, то обычные бабы включают мелодрамы, пьют вино или отправляют мужика за букетом. Барышням плетущим достаточно бахнуть эмали в раствор для покраски и всё. Эмаль нужна именно для пастельных, приглушённых и «пыльных» оттенков, а не для яркости цвета, как почему-то пишут некоторые. Какую эмаль покупать? Как и с лаком акриловую на водной основе. Это основное и обязательное. На что ещё можно обратить внимание? На состав. Эмаль, в отличии от краски, имеет в составе оксид металла. Обычно титан, свинец или цинк, первый предпочтительней, хотя бы по причине заботы о природе.


Помимо состава эмали, есть ещё и споры о том, что лучше: эмаль по металлу или нет. Спор пустой. Во-первых, потому что эмали разных марок сильно отличаются друг от друга; во-вторых, каждому нужен разный результат и разные трубочки ему удобны для плетения. Некоторые эмали по металлу более эластичны и плести такими трубочками приятнее, в то время как у других производителей эти эмали очень плохо растворяются в воде. Поэтому просто пробуем разные и подбираем свою.

Есть ещё момент, который выносит мозг начинающим. Какой выбрать тип базы у эмали для окрашивания трубочек? Вообще эмаль бывает трёх типов. База А, B, С. Это нужно для того, чтобы эмаль лучше колеровалась. Хотите пастельные тона - берите базу А, хотите насыщенные - берить базу С, ну и база В - это что-то по середине. В отношении окраски бумажной лозы логичней всего брать базу А: именно так можно получить и белые трубочки и нежнейшие пастельные тона. Что касается базы В и С, то их тоже можно использовать для ярких трубочек, но это вполне заменяемый лаком компонент. Ещё нужно отметить, что не всегда на банке написан тип базы, но если не написано ничего, то перед вами база А.

Сразу после эмали логично упомянуть латексную краску. Латексная краски в отношении бумажной лозы - это, по большому счёту, та же эмаль. Примерно та же укрывистость, примерно та же эластичность трубочек. Тут больше дело в самообмане когда плетильщик слышит слово “латексная”, то предполагает, что и трубочки будут невероятно эластичными. Но это не совсем так. Разумеется, если есть тяга к экспериментам или в магазине нет подходящей эмали, то латексная краска вам поможет. Но в целом те же яйца в профиль. Плюс, согласно моим наблюдениям она менее удобна и менее стойкая при нанесении патины, чем та же эмаль.

До сих пор я писала только про то, что можно и нужно добавлять в составы для покраски. Но тут сказочки и конец, к сожалению в сети полно старых мастер классов и статей и таких, в которых собрано много вредных советов. Поэтому, чтобы было в этой статье максимально много полезности, то напишем и про нежелательные компоненты. Акриловая краска - будет сильно осыпаться, красить руки и стираться и трескаться, даже в смеси с лаком всё равно ведёт себя хуже, чем эмаль. Интерьерная для потолков и стен ну это примерно то же, что и предыдущая, но ещё хуже. Я так вообще не понимаю цели её существования, у неё стойкость сравнима с хорошем слоем пыли. Возможно, что это спец продукт для извращённых любителй ремонта, чтобы каждые полгода было чем заниматься. Но это не точно.
Ну и самая бяка — это водно-дисперсионная краска. Вот её совсем никак не применить. Вот никак. Совсем. “Точно никак?”. Точно никак. Эта зараза сыпется, пачкает руки, трескается, как и предыдущие. Но если с этим ещё как-то можно совладать при наличии времени, материалов и толики безумия, но то, что она скалывается после высыхания простить ей нельзя.

К этой же шайке-лейке я отнесу гуашь и художественный акрил. Иными словами при желании и с этим можно работать, но времени уйдёт больше, денег на материалы тоже, материалов понадобиться больше, а результат будет хуже. А значит зачем это нам? А значит незачем.

Ещё как вариант для закрепления встречается клей ПВА. Я категорически отрицательно отношусь этому компоненту, и рецепты, содержащие ПВА в составе либо старые и уже и не используются, либо предложены не очень разбирающимися людьми, в итоге это и создаёт кашу в голове, потому что непонятно что использовать, а что лучше не надо. Почему ПВА не нужно добавлять краску для трубочек? Потому что большинство ПВА желеет со времением, абсолютно все натягивают в себя и удерживают влагу, создают плёнку, но при этом совсем не прочную, большинство красителей откровенно плохо ложатся, если в составе для покраски есть ПВА.


Перейдем к более интересному, яркому и магическому. Моим несомненным фаворитом среди пигментов — это колеры. Хотя бы потому, что они делают для плетения доступной всю палитру цветов. Колеры и колеровочные пасты (почти одно и тоже, разница в основном в густоте) — это лучший способ получить любой цвет трубочек. Колеры продаются, как и большая часть компонентов, в строительных магазинах. Сами по себе пигменты в колерах не закрепляются, поэтому их обязательно нужно смешать с лаком или эмалью. Что касается того, какую фирму выбрать существуют масса мнений, разнятся они от опыта и личных предпочтений. Особенно в это вдаваться смысла нет, потому что ничто, кроме личного опыта не ответит однозначно на вопрос какой же колер лучше. На мой взгляд самые лучшие колеры от Sniezka, да они дороже других фирм, но зато всегда получается плотный цвет, никаких неожиданных цветовых метаморфоз и очень маленьких расход. Поэтому эти колеры более чем стоят своих денег. Но для начала можно так же обратить внимание на колеры от Alina и Гол. Они не дорогие, но довольно не плохие.А вот к самым популярным, среди плетущих, колеров от Palizh, я не слишком хорошо отношусь. Да, они самые и почти самые дешёвые, но некоторые цвета получаются будто “мыльные”, все тёмные, чёрные, синие и ирис ужасно зернятся. Результат с этими колерами самый непредсказуемый, и самый не радующий

Расширить возможности колеров можно с помощью эмалей-металликов. Например от фирмы VGT, у них целая линейка перламутровых эмалей, начиная от простого золота-серебра и заканчивая цветными металликами.

Альтернативой окрашиванию колерами является окрашивание с помощью морилок. Морилки бывают разные: водные, неводные и спиртовые. В чём вообще радость окрашивания морилками? Ну, во-первых, они вообще не окрашивают руки, поэтому если раньше окрашивание колерами представляло много неудобств, то морилки всегда давали стабильный результат. Во-вторых, трубочки окрашенные морилками всегда получаются насыщенных натуральных цветов, что делает работы, сплетенные такими трубочками очень похожими на изделия из натуральной лозы. В-третьих, это такой сразу и плюс, и минус, трубочки часто получаются с особым меланжем, в работе он смотрится очень интересно, натурально и придаёт изделию фактуру, но это минус, если вы планировали ровный цвет. Но есть и откровенные минусы. Самый очевидный из них — ограниченная палитра: все оттенки коричневого, цвета от желтого, до красно-бордового и чёрный: вот, пожалуй, и всё. Так что мятную корзинку с морилками вы не сварите, ну то есть не сплетёте. Ещё одним минусом является то, что морилки иногда конфликтуют с лаками и/или грунтовками, в итоге состав “сворачивается”. Именно поэтому окраску водной морилкой лучше всего проводить в два этапа: сначала окраска морилкой, а после просушки всё остальное. Что само по себе, конечно требует дополнительного времени. Хотя не всегда морилки сворачиваются, и саму по себе водную морилку можно мешать с лаками и грунтовками на водной основе. Экспериментируйте.

Кроме водной довольно часто применяют спиртовую морилку. Тут уже _только_ окраска в два этапа, потому что смешивать её с водой нельзя. Но спиртовая морилка однозначно выигрывает у водной в насыщенности и интенсивности цвета - это её несомненный плюс, но есть и минусы. Например, сразу несколько тысяч трубочек просто так не окрасить, только если у вас есть помещение с очень-очень хорошей вентиляцией, а иначе… ну того-этого, можно и до зелёных чертей накраситься и отправиться соображать покраску на троих. Хотя уже очень красивые цвета у неё и сохнет моментально, так что можно и бахнуть.



Ну и третий вид морилки — это неводная. Легко запутаться и часто её со спиртовой путают из-за названия (ведь по честному спиртовая-то тоже не водная), но производитель всегда под неводной имеет в виду алкидную морилку или встречается название нитроморилка. Ну а раз алкидная, то значит вонь, вонь и никакой пластиковой тары. Это я вам как человек, у которого как-то такая морилка пластиковый стаканчик проела, не будьте как я: читайте инструкцию сразу. Эти морилки тоже обладают очень красивыми цветами, тоже супер быстро сохнут, ими можно красить готовое изделие и даже не бояться, что текстуру плетения испортите, она хорошо наслаивается и можно легко увеличивать насыщенность цвета, она даёт крепость и не нужно такое изделие грунтовать. Но естественно есть огромный минус — это запах и токсичность, а значит и применять её можно только для ограниченного “круга” изделий — тех, что будут “жить” только на улице.

Есть ещё такие виды морилок как восковые и масленные. Их как-то не особенно принято использовать в отношении покраски трубочек, первые в виду неудобства нанесения, всё-таки трубочки — это не дерево, а вторые в целом сопоставимы со всем тем, что я написала о неводных морилках.

Что касается моего личного отношения к морилкам вообще, так я отошла от покраски ими, плюсы колеров для меня перевесили. Но это связано в том числе и с тем, что мне более близки пастельные и яркие разноцветные изделия, с тем, что я жадная, а красить колерами заметно дешевле, даже если использовать Снежку. И с тем, что мне жалко времени и крашу я всего в один этап, а потом просто подготавливаю трубочки. Для меня это оказалось удобнее. О том, как я подготавливаю трубочки тоже будет статья. Когда-нибудь.

Дальше пойдут совершенно необычные, странные а временами безумные рецепты пигментов. Далеко не все из них я пробовала, но всё равно опишу, энциклопедичности ради.

Не отходя далеко от морилок. Существует такое понятие как “самодельные морилки”, что, если по-честному, не морилки на самом деле. Представляют они из себя отвары всякого разного органического и соды, как закреппителя. Самое популярное: кора дуба, чай, кофе, побеги тополя, скорлупа грецких орехов, берёзовая кора. Берётся вода, всё это долго варится, добавляется сода, опять варится, процеживается. Вот и красящий отвар.

Ну если предыдущие относительно простые рецепты, то бывают и по-сложнее. Например “ржавая морилка” суть настоянные на уксусе гвозди. Тут главное проветривать, когда (если) этим концентратом красить трубочки будете.

Есть у меня и опасные для здоровья рецепты, например, из волчьих ягод и соды, автор этого совета обещал, что трубочки будут красивого голубого цвета. Надеюсь, что автор до сих пор жив-здоров и купил уже себе голубой колер.

Ещё можно и аптеку для опытов обнести. Окрашенные марганцовкой трубочки станут бежевого цвета, а не ярко-розового, как можно надеяться. Зелёнка тоже красит трубочки во вполне такой зелёнковый оттенок. А ещё синька, её тоже можно разводить с водой и красить, всё лучше волчьих ягод.

Продолжая тему неэффективных красителей, можно вспомнить и пищевые красители. Честно говоря, к ним я благосклонна больше всего: они хотя бы точно безопасные. Разводите как указано на упаковке, и красите. В два этапа сначала покраска, потом обработка, как и все эти рецепты.

Ещё трубочки из бумаги красят хной. Её нужно заваривать кипятком, а потом процеживать. Как-то встречался мне рецепт и покраски с помощью краски для волос, но это прям совсем странная затея.


В целом, при желании можно ещё вспомнить пару-тройку подобных рецептов. Но моё личное отношение к ним скорее негативное. В основном потому что все эти красители не стойкие, они абсолютно точно будут сильно выгорать на солнце. Хотя многие и пишут, что “а у меня не выгорело”, то скорее всего они просто напросто не заметили, потому что изменения были постепенные, либо ошибка выжившего. Но факт, что это не стойкие пигменты, они не рассчитаны на такое использование. Более менее ещё кора дуба показывает себя лучше остальных. А ещё лично мне жалко времени на такую долгую подготовку, при том, что можно получить более хороший, более контролируемый, более быстрый результат. Но если вам по душе именно такие поиски и смешивания, вдруг вы любите ощущать себя алхимиком, и злобно хохотать каждый раз, когда добавляете ингредиенты — эти рецепты как раз для вас, ведь они имеют место быть.

Итак, мы уже разобрали основные компоненты, которые нужны. Но плетильщики те ещё Николасы Фламели и чего только не добавляют в рецепты для окрашивания трубочек.

Для начала уксус. В целом, уксус показывает себя очень хорошо как защитный компонент, потому что несёт смерть плесени. Однако, добавлять его в готовую смесь для окраски нужно осторожно, так как лак может свернуться. Некоторые плетельщики утверждают, что обработанные уксусом трубочки более податливые и лучше укладываются в плетение. Я, признаться, такой взаимосвязи не уловила, но возможно так и есть.

Именно в поисках податливости и гибкости трубочек добавляют кондиционер для белья, силиконовый крем для рук, герметик и глицерин. Стоит ли добавлять их для покраски трубочек из бумаги? Я склоняюсь к том, что не стоит. Меня волнует вопрос во-первых, безопасности. Я вот не могу однозначно сказать, что нет вреда от таких плетёнок, ведь все эти ингредиенты не смываются, а так и остаются на трубочках. Во-вторых вопрос жёсткости и прочности. Факт, что они оставляют и после просушки трубочки довольно гибкими. В-третьих, я не знаю как они будут или не будут взаимодействовать с лаками, грунтовками и пропитками, а как-то взаимодействовать они могут. На мой взгляд есть иные способы сделать трубочки податливыми и лучше не прибегать к этим компонентам.

В состав для окрашивания трубочек часто добавляют жидкое мыло или моющее средство. Зачем это нужно? Это нужно для густых и тяжёлых составов, чтобы трубочки после окрашивания так не слипались в один пучём хренпоймичего. Часто в рецептах пишется, что нужно добавлять именно бесцветное мыло, но это не обязательно, там нет плотных красителей, так что можно использовать любое. Некоторые мастера пишут, что добавляя мыло у трубочек перестаёт склеиваться скрутка. Я с такой проблемой не встречалась, возможно всё дело в пропорциях.

Ещё у начинающих иногда возникает вопрос о таком эм... “явлении” как лакводафен. Именно вот в таком виде это часто пишут и если с лаком и водой разобраться можно, что что такое фен и куда его добавлять иногда возникают вопросы. Фен - это тот самый известный всем бытовой прибор, ну тот, которым нормальные люди волосы сушат, ну а плетельщики — трубочки. Так что фен — это скорее не про окрашивание, а про подготовку к плетению. И об этом тоже напишу, но отдельно.

На этом всё. Статья и так получилась просто огромная, но я, вроде бы, перечислила все известные мне ингредиенты, если вам есть что добавить, то, пожалуйста, пишите в комментариях. Это первая статья о покраске, в последующих я напишу несколько примеров рецептов, которые использую сама, расскажу о том, как крашу, сушу и обрабатываю перед трубочки плетением.

Комментарии

  1. Валентина Радченко31 июля 2018 г. в 16:15

    Алена,���� какая же Вы Умница! Меня эмоции переполняют. Это называется, разжевали и в рот положили, а нам остаётся только проглотить, и не забыть. А если у кого уже склероз����, то в любое время, можно забежать в гости к Алёне, и восстановить все в памяти. Как же я Вам благодарна за Ваш блог. Только вот один нюанс, как бы сохранить его координаты у себя, на стене или ещё где. Закладки для меня вещь не надёжная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое.

      Не потерять можно двумя способами: стать постоянным читателем, для этого в панели слева начать соответствующую кнопку, тогда на почту должны приходить уведомления

      Или внизу статьи нажать "поделиться", выбрать "получить ссылку" и потом опубликовать ееё у себя на стене в любой соц сети.

      И за первое, и за второе буду очень благодарна, это поможет найти блог и другим людям))

      Удалить
    2. Валентина Радченко31 июля 2018 г. в 17:39

      Все получилось. Разместила у себя на стене.

      Удалить
    3. Отлично) Вам от нас с Будведем благодарность))

      Удалить
  2. Замечательная статья! Спасибо большое! Когда-то благодаря советам Алены у меня получились "чистые" розовые трубочки

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, рада, что бубльгумный цвет теперь покорённая высота)

      Удалить
  3. Очень интересная и полезная статья! Вот такую бы статью, когда плести начинала! Скольких бы ошибок удалось избежать. Алена, спасибо Вам за труд

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за высокую оценку. Наверное именно куча ошибок и отсутствие нормальной информации и сподвигли меня завести блог)

      Удалить
  4. В итоге так и не понятно начинающему (мне). Как покрасить трубочки? В каких пропорциях и что смешать? Как нанасти? И тд....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аналогично)))Тоже начинающая)) Кто давно уже плетет, тому все понятно, а нам бы поконкретней сколько чего, а то много или или, а еще есть.. и это можно и то)))

      Удалить
  5. Пользительная статья, жаль наткнулась на неё не в начале своих трудов

    ОтветитьУдалить
  6. Получила ответы на пару отсроченных вопросов. Сделала выводы о своем ))) Спасибо!"

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения